Управление бизнес-процессами и развитием информационных технологий

Архив публикаций. Создан 08.02.2008 Сегодня  

 

01. Роль информационной безопасности в обеспечении эффективного управления современной компанией

А.И. Громов А.К. Коптелов Финансовая газета, №23 (июнь, 2004)

 

Вопросам информационной безопасности уделяется сейчас более чем пристальное внимание, поскольку случаи потери и кражи информации приводят к краху компании или потери конкурентных преимуществ на рынке. За последние 5 лет участились случаи  краж интеллектуальной собственности, одновременно корпоративные сети все чаще подвергаются нападениям со стороны недовольных или нелояльных сотрудников внутри организаций. Монопольное владение конкретной информацией предоставляет конкурентные преимущества на рынке, однако, это в свою очередь должно повышать внимание к построению систем защиты. Защита информации от кражи, изменения или уничтожения приобрела в настоящее время первоочередное значение. Итак, информационная безопасность становится неотъемлемой частью общей безопасности предприятия, но, несмотря на прогресс в данной области, информационная безопасность понимается под разными углами зрения.

 

подробнее о роли информационной безопасности в обеспечении эффективного управления современной компанией


 

02. Технологии управления бизнес- процессами

А.К. Коптелов А.Е. Шматалюк  Управление корпоративными финансами №5/2004

 

Одним из важных моментов в повышении эффективности функционирования компании является проработка и оптимизация ее внутренних процедур. Но при этом даже хорошо проработанная процедура не принесет должного эффекта, если не отлажены механизмы контроля над правильностью ее соблюдения. В данной статье на примере процесса формирования бюджета описаны технологии управления бизнес-процессами (Business Process Management), гарантирующие проектирование и оперативное управление процедурами.

 

подробнее о технологии управления бизнес- процессами


 

03. Совершенствование деятельности ИТ-подразделения

М.С. Каменнова А.К. Коптелов  Byte август 2005

 

Многократно доказано, что успешность бизнеса во многом зависит от «правильного» использования информационных технологий для эффективной поддержки ключевых бизнес-процессов организации. Сейчас ИТ – подразделение становится партнером бизнеса, формирующим добавочное качество, как и основные производственные подразделения организации, тогда как раньше оно только предоставляло в пользование элементы ИТ – инфраструктуры. В тоже время, уже нет той веры во всемогущество информационных технологий как 10 лет назад, нет и таких инвестиций. Теперь необходимо четко обосновывать перед бизнесом направления развития ИТ, преимущества выбранных ИТ–решений и сроки возврата инвестиций от их внедрения. Бизнес требует от информационных технологий нацеленности на конкретные результаты, поддержку целей бизнеса и увеличение эффективности деятельности. От  используемых информационных технологий и качества их сопровождения зависит деятельность всей компании, и это серьезно повышает требования к эффективности ИТ – подразделения.

 

подробнее о совершенствовании деятельности ИТ-подразделения


 

04. Информационные системы в контроллинге бизнес-процессов

А.К. Коптелов В.В. Крохин  Byte октябрь 2005

 

Но не так просто ответить на вопрос - «Насколько хорошо работают бизнес-процессы?». Причины неудовлетворительной работы, а соответственно и потенциал для будущих улучшений могут быть выявлены только с помощью комбинации ключевых показателей результативности процессов, их истории и детальных моделей процессов. В конечном итоге, цель состоит в том, чтобы использовать соответствующие инструментальные средства для непрерывного измерения, оценки качества и результативности бизнес-процессов, поддерживаемых информационными системами, на основе заранее определенных ключевых показателях результативности (KPI – Key Performance Indicators). На основе результатов, полученных в процессе управления эффективностью бизнес-процессов, компании впервые смогут определить степень эффективности проводимых ими улучшений бизнес-процессов, поддерживаемых информационными системами.

 

подробнее об  информационных системах в контроллинге бизнес-процессов


 

05. Процессно-ориентированное внедрение ERP системы

Н. Евстигнеева А.К. Коптелов  Финансовая газета № 30 июль 2005

 

Процессно-ориентированный подход к организации деятельности позволяет направить компанию на постоянное улучшение качества конечного продукта и удовлетворение клиента. Такой подход основывается на понятии бизнес-процесса, как связанного набора повторяемых действий, которые преобразуют исходный материал и информацию в конечный продукт (услугу), значимую с точки зрения клиентов, в соответствии с установленными правилами. Процессно-ориентированный подход позволяет учесть такие важные аспекты бизнеса, как ориентация на конечный продукт, заинтересованность каждого конкретного исполнителя  в повышении качества конечного продукта и, как следствие, заинтересованность в эффективности своей работы. При организации деятельности, ориентированной на бизнес-процессы, основной упор делается на проработку механизмов взаимодействия в рамках процесса, как между структурными единицами внутри компании, так и с внешней средой, т.е. с клиентами, поставщиками и партнерами. 

 

подробнее о процессно-ориентированном внедрении ERP систем


 

06. Выбор корпоративных информационных систем

Б. Дружинин А.К. Коптелов  Финансовая газета № 19май 2005

 

В настоящее время, выживание на рынке, создание конкурентных преимуществ, развитие бизнеса требуют от руководства предприятия принятия огромного числа решений, для чего сопоставляется и оценивается большой объем информации, полнота и достоверность которой зачастую оставляет желать лучшего. Не имея точной информации, большинство решений принимается на основании интуиции руководителей, и  исправить ситуацию может внедрение современной корпоративной информационной системы (КИС), которая будет содержать необходимую информацию для принятия решений. Известно, что число неудачных внедрений корпоративных информационных систем достигает достаточно большого процента от общего числа внедрений. Очень часто основной причиной неудачи проекта внедрения является неправильный выбор, как самой системы, так и ее поставщика.

 

подробнее о выборе корпоративных информационных систем



07. Вывод ИТ-подразделений на аутсорсинг Проблемы и решения

А.К. Коптелов  IT News № 1311 июля 2006

 

Считается, что аутсорсинг в области информационных технологий сокращает затраты и позволяет организации сконцентрироваться на ведении своего основного бизнеса. Поэтому стремительное развитие рынка IT-аутсорсинга обусловлено прежде всего тем, что аутсорсинг в сфере IT позволяет компаниям снизить косвенные затраты (по данным Gartner Group, их сокращение достигает в среднем 30 %). Однако не все согласны с этим. По данным различных исследований, в мировой практике не более 75 % компаний считают, что использование аутсорсинга позволило им достичь значительной экономии. За последнее время в Европе порядка 40 % телекоммуникационных компаний отказались от услуг аутсорсинга информационных технологий по причине несоответствия критерию цена/качество.

 

подробнее о выводе ИТ-подразделений на аутсорсинг



08. Как обеспечить эффективное управление изменениями?

А.К. Коптелов А.Е. Шматалюк  IT Manager Март/апрель 2006

 



09. Вывод IT-подразделений на аутсорсинг

А.К. Коптелов  IT Manager, №13 (июль 2006)

 



10. Как обеспечить эффективное управление изменениями?

А.К. Коптелов А.Е. Шматалюк IT News № 1023 мая 2006

 

Сегодняшняя ситуация на мировом рынке заставляет многие компании меняться, чтобы сохранить имеющиеся и приобрести новые конкурентные преимущества. Согласно определению словаря Webster’s Ninth New Collegiate Dictionary, «изменить» значит «придать чему-либо другое положение, задать другое направление или курс, совершить сдвиг от одной позиции к другой, модифицировать, трансформировать, заменить, перевести в другое качество». Термин «управлять» означает «умело контролировать или направлять, осуществлять организаторские, административные и контролирующие функции». Применительно к организациям под термином «изменения» будем понимать внедрение новых бизнес-процессов и технологий для преобразования деятельности организации в соответствии с требованиями рынка и извлечения выгоды с помощью создавшихся в бизнесе возможностей. Иными словами, управление изменениями — это процесс, задача которого согласовать и внедрить изменения в соответствии с экономическими и техническими возможностями компании.

 

подробнее о том как обеспечить эффективное управление изменениями



11. Аутсорсинг в зеркале современного бизнеса

А.К. Коптелов Т. Крылов  IT News № 1220 июля 2006

 

Применительно к коммерческой деятельности аутсорсинг можно определить как отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по его реализации у сторонних организаций. Иными словами, аутсорсинг — это современная методология создания высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции. На сегодняшний день общепризнано, что аутсорсинг повышает эффективность бизнес-процессов, поскольку предприниматель или управленец из производителя какого-либо продукта либо услуги превращается в дотошного покупателя отдельных частей продукта.

 

подробнее об аутсорсинге в зеркале современного бизнеса



12. Внедрение информационных технологий в целях повышения эффективности бизнеса

В. Беркович А.К. Коптелов  Финансовая газета № 25,26 июнь 2006

 

В настоящее время особое внимание уделяется вопросам использования информационных технологий в бизнесе с точки зрения приобретения конкурентных преимуществ и реализации бизнес-стратегий предприятий. Но пока однозначных ответов на данные вопросы нет, поскольку специфика предприятий и сложность поставленных перед информационными технологиями задач не позволяет добиться единственно правильного ответа. Но нельзя отрицать, что на первом месте находятся задачи, связанные с обеспечением эффективного достижения целей бизнеса и решением управленческих задач в рамках предприятия.

 

подробнее о внедрении информационных технологий в целях повышения эффективности бизнеса


 

13. Как разработать систему внутреннего контроля

А.К. Коптелов А.Е. Шматалюк Финансовый директор №1 январь 2006

 

Эффективность управленческих решений во многом зависит от достоверности бухгалтерской и управленческой отчетности. Искажение данных в отчетности может быть связано с ошибками обработки первичных документов, неверно выстроенными бизнес-процессами компании, недобросовестным поведением персонала. Внедрение системы внутреннего контроля позволит обеспечить надежность финансовой информации, а также снизить риски принятия ошибочных решений.

Построение системы внутреннего контроля (СВК) предполагает определение наиболее существенных рисков (которые могут повлечь за собой финансовые потери), разработку контрольных процедур, а также создание системы тестирования эффективности контрольных процедур.

 

подробнее о том как разработать систему внутреннего контроля



14. Совершенствование деятельности предприятий с использованием процессно-ориентированных методов управления

А.К. Коптелов А.Е. Шматалюк Финансовая газета № 9 сентябрь 2006
 


15. Автоматизация центра поддержки пользователей

А.К. Коптелов С. Уштей Мобильные телекоммуникации 9, 2006 сентябрь 2006

 

Автоматизация центров технической поддержки пользователей (ЦТПП) – задача на сегодняшний день известная и распространенная. Можно говорить об огромном количестве удачно внедренных проектов в различных отраслях, в различных по масштабу компаниях, с применением различных средств автоматизации. Когда мы говорим об автоматизации ЦТПП, мы всегда подразумеваем внедрение автоматизированного средства из группы программного обеспечения ServiceDesk. Фактически понятие ServiceDesk стало аналогом понятия ЦТПП, что говорит о том, что в настоящее время большинство ИТ-служб в той или иной степени пересмотрели свой подход к структуре и процессам управления ИТ. Это во многом связано с распространением процессного подхода для управления ИТ и применением передовых методологий eTOM, ITSM\ITIL, COBIT.

 

подробнее об автоматизации центра поддержки пользователей



16. Аутсорсинг разработки программного обеспечения

Н. Елманова А.К. Коптелов IT News, № 16 (август 2006)

 

Сейчас, в бизнесе одним из популярных ныне терминов стал «аутсорсинг». Outsourcing в переводе с английского дословно означает «пользоваться внешним, сторонним источником». Применительно к коммерческой деятельности аутсорсинг можно определить как отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по его реализации у сторонних организаций.  В любой сфере бизнеса, к аутсорсингу обычно прибегают в ситуациях, когда требуется выполнить определенный объем работ, являющийся непрофильными или второстепенными для компании-заказчика и поэтому аутсорсинг в сфере информационных технологий  - явление довольно распространенное. Специализированным ИТ-компаниям сейчас заказывают самые разнообразные проекты, начиная от разработки стратегий развития информационных технологий, заканчивая разработкой приложений и это вызвано определенными преимуществами.

 

подробнее об аутсорсинге разработки программного обеспечения


 

17. Использование средств описания процессов при внедрении корпоративных информационных систем

А.Л.Дроздов  А.К. Коптелов Проблемы теории и практики управления, 2006, №10

 

Один из путей кардинального повышения эффективности бизнеса – его автоматизация. Автоматизация позволяет решить такие важные задачи, как управление знаниями и документами, планирование финансовых, материальных и производственных ресурсов, управление цепочками поставок, жизненным циклом продукции и т.д. Но сама по себе автоматизация еще не гарантирует значительного повышения конкурентоспособности компании. Чтобы инвестиции в автоматизацию дали заметный положительный эффект, необходима предварительная работа по оптимизации ее деятельности. Как известно, современные организации представляет собой сложные бизнес-системы, для исследования которых применяются методы системного анализа. Любая сложная система обладает рядом фундаментальных общих свойств, таких, как сложность, делимость, целостность, целенаправленность, структурированность. При этом в качестве основного целеопределяющего свойства сложной системы рассматриваются протекающие в ней процессы. Можно сказать, что любая сложная система представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов. Применительно к организации как бизнес-системе понятие процесса трактуется как бизнес-процесс, под которым понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы процесса в его выходы.

 

подробнее об использовании средств описания процессов при внедрении корпоративных информационных систем



18. Построение эффективной системы управления информационной безопасностью компании

В. Беркович А.К. Коптелов  Проблемы теории и практики управления,– 2006. – № 6. – С. 76–86

 

В последние годы многие российские компании хорошо осознали необходимость управления информационной безопасностью предприятия. Эффективное управление вопросами информационной безопасности приобретает все большее значение для российских компаний по мере их роста и продвижения на новые рынки товаров и услуг. Клиентам важно знать, что соблюдается конфиденциальность их персональных и деловых данных. Инвесторам необходима уверенность в том, что бизнес и информационные активы компании защищены. Деловые партнеры ожидают, что компания будет функционировать без сбоев, которые могут быть вызваны ошибками в работе информационных систем, умышленными или неумышленными действиями персонала, вредоносным программным обеспечением и другими факторами.

Как правило, главными препятствиями на пути обеспечения информационной безопасности являются ее невысокая приоритетность при распределении ресурсов и бюджетные ограничения. Компании нередко выделяют единый бюджет на удовлетворение всех потребностей по информационным системам (аппаратное и программное обеспечение, зарплата, консультанты и т.п.), что способствует развитию тенденции выделять основную часть средств на повышение производительности. При этом нередко вопросы информационной безопасности остаются без внимания.

 

подробнее о построении эффективной системы управления информационной безопасностью компании


 

19. Управление бизнес-процессами в телекоммуникационной компании (TMN-модель и общеотраслевая модель eTOM)

А.К. Коптелов Управление бизнес-процессами в телекоммуникациях 2007 / #1

 

В последнее время практически каждая компания пришла к выводу, что процессная ориентация является весьма важным фактором для сохранения конкурентоспособности и, в конечном счете, для обеспечения стабильного экономического успеха. Осознание такой необходимости произошло на стратегическом уровне и стимулировалось появившимся в середине 90-х годов подходом к управлению бизнес-процессами  - Business Process Management (BPM).  Итак, бизнес-процесс - это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и информацию в конечный продукт (результат) в соответствии с предварительно установленными правилами. Цель управления бизнес-процессами заключается в улучшении и оптимизации основополагающих бизнес-процессов компании.

 

подробнее об управлении бизнес-процессами в телекоммуникационной компании (TMN-модель и общеотраслевая модель eTOM)



20. Стандарт ITIL и MOF

А.К. Коптелов Управление бизнес-процессами в телекоммуникациях 2007 / #1
 

В большинстве случаев успешность телекоммуникационного бизнеса зависит от использования информационных технологий для поддержки ключевых бизнес-процессов компании. Сейчас ИТ – подразделение телекоммуникационной компании становится партнером бизнеса и вместе с производственными подразделениями организации формирует добавочное качество, тогда как раньше ИТ - подразделение только предоставляло в пользование элементы ИТ – инфраструктуры. Однако, необходимо четко обосновывать перед производственными подразделениями направления развития информационных технологий в компании и преимущества выбранных ИТ–решений. От  используемых информационных технологий и качества их сопровождения зависит оказание услуг внешним пользователям, что напрямую влияет на конкурентоспособность компании, и все это повышает требования к эффективности ИТ – подразделения.

Задача повышения эффективности информационных технологий уже решалась не раз и наиболее эффективные результаты сведены в стандартах и библиотеках в области информационных технологий. Использование данных стандартов позволяет «не придумывать велосипед», а взять наиболее совершенное решение  и привести его в соответствие со своей ситуацией.

 

подробнее о стандартах ITIL и MOF


 

21. Управление бизнес-процессами: тенденции мирового рынка и стратегии крупных игроков

А.К. Коптелов Управление бизнес-процессами в телекоммуникациях 2007 / #1
 

По причине того, что бизнес многих компаний строится с участием множества партнеров, то в настоящее время необходимо не только совершенствовать внутренние процессы компании, но и согласовывать их с внутренними процессами партнеров, что требует углубленного понимания процессов и одинаковых принципов их описания в разных компаниях. Для типизации данных взаимодействий в телекоммуникационной отрасли международной некоммерческой организацией TeleManagement Forum (TMF) разработана модель процессов eTOM (Enhanced Telecom Operations Map – расширенная модель деятельности телекоммуникационной компании), которая уже несколько лет является стандартом для определения процессов в телекоммуникационных компаниях. Серия слияний и поглощений требует от компаний перестройки своих бизнес-процессов, и если процессы двух компаний до слияния были формализованы с должным уровнем детализации, то интеграция компаний идет намного быстрее.

 

подробнее об Управлении бизнес-процессами: тенденциях мирового рынка и стратегиях крупных игроков


 

22. Тенденции развития систем OSS

Беркович В.  А.К. Коптелов Мобильные Телекоммуникации 2007/01

 

В настоящее время уровень конкуренции на телекоммуникационном рынке повышается и большинство телекоммуникационных компаний вынуждены обратить внимание на минимизацию внутренних затрат на управление своими ресурсами и повышение уровня оказываемых услуг. Многие телекоммуникационные компании, решающие задачи внутренней оптимизации сталкиваются с задачами повышения эффективности управления эксплуатацией и развитием систем и сетей связи, как основы их бизнеса. Неудивительно, что решение данных задач затруднительно без использования программных и аппаратных средств, которые автоматизируют процессы эксплутационной деятельности. К таким средствам относятся ИТ- решения на базе OSS (Operation Support System). ИТ- решение класса OSS объединяет в единое информационное пространство такие элементы как: сетевая  инфраструктура предприятия, средства управления сетями передачи данных, наборы приложений и подсистем для эксплуатации сети и т.д.  Полноценное внедрение и использование в повседневной деятельности систем OSS позволяет существенно повысить эффектность деятельности телекоммуникационной компании и снизить расходы на управление телекоммуникационными ресурсами, что в конечном итоге ведет к повышению прибыльности телекоммуникационной компании за счет минимизации затрат.

 

подробнее о  тенденциях развития систем OSS


 

23. Аутсорсинг центра технической поддержки пользователей

А.К. Коптелов С.Уштей  IT news • № 2 (75) • 30 января 2007

 

Обратившись к библиотеке ITIL, мы увидим, что есть понятие ServiceDesk, являющееся неким буфером, благодаря которому связаны все остальные процессы данной библиотеки. ServiceDesk может быть реализован различными способами, для решения разных задач и иметь разные названия — «Служба поддержки пользователей» или «Центр технической поддержки пользователей»; «Служба поддержки корпоративных приложений»; «Служба гарантийного обслуживания и сервисной поддержки»; «Служба поддержки инфраструктуры компании».

Но в любом случае ServiceDesk представляет собой единую точку контакта для всех пользователей, является средством для управления информационными потоками между различными IT-процессами и средством учета и контроля всех работ IT-подразделения, связанных с пользователями, а также средой взаимодействия различных IT-служб, позволяющей выполнять совместные работы для достижения определенной цели. Функционально ServiceDesk почти всегда имеет свое воплощение в организационной структуре предприятия, являясь его подразделением.

 

подробнее об аутсорсинге центра технической поддержки пользователей



24. Разработка системы контроллинга бизнес-процессов для энергетических компаний

Беркович В.А.К. Коптелов Академия энергетики (март 2007)

 

Итоги прошедшего 2006 года показали, что реформа российской энергетики постепенно набирает обороты. Одним из значимых моментов реформы является  продолжение реструктуризации РАО «ЕЭС России». Реструктуризация, в конечном итоге, должна привести к переходу от вертикально интегрированного холдинга к децентрализованному управлению энергетическими ресурсами страны. Для этих целей выделяют генерирующие, сетевые, сбытовые и управляющие компании в рамках РАО «ЕЭС России». С появлением рынка энергетических ресурсов в отрасль начинают приходить стратегические инвесторы, которые ожидают от высшего руководства энергетических компаний повышения эффективности и инвестиционной привлекательности возглавляемых ими бизнес единиц. Помимо этого, в отрасли возникает конкуренция производителей, что требует процессно-ориентированной организации от энергетических компаний и одним из способов повышения эффективности деятельности в данном направлении является совершенствование и автоматизация бизнес-процессов.

 

подробнее о разработке системы контроллинга бизнес-процессов для энергетических компаний



25. Стратегическое управление деятельностью телекоммуникационной компании на основе системы сбалансированных показателей

А.К. Коптелов Мобильные телекоммуникации (№4 2007)

 

Активное развитие телекоммуникационного рынка приводит к необходимости внедрять в телекоммуникационных компаниях наиболее прогрессивные методы управления. Спрос на услуги передачи информации и быстрые изменения в технологиях оказания услуг требуют внедрения эффективного процесса стратегического планирования. Однако важно не только сформировать стратегию развития, но и обеспечить механизм ее выполнения и анализа эффективности проводимых мероприятий. В тоже время, расплатой за бурное развитие телекоммуникационных компаний стало требование быстрой модернизации процессов и услуг в ответ на изменяющиеся потребности клиентов, что требует постоянного контроля, совершенствования и изменения характеристик услуг и бизнес - процессов. Изначальная ориентированность телекоммуникационных компаний  на  управление через услуги и бизнес-процессы, требует для решения большинства задач управления использовать наборы ключевых показателей результативности. При этом, одним из преимуществ телекоммуникационной компании является высокая степень автоматизации, что делает эффективным использование технологии автоматизации бизнес-процессов и автоматизированного сбора и анализа ключевых показателей результативности из информационных систем. Фактически для эффективного управления телекоммуникационной компанией необходимо создать систему контроллинга достижения стратегических целей, качества услуг и эффективности бизнес-процессов, т.е. «нервную систему», которая содержит в себе полный набор информации, необходимой для управления бизнес-процессами и позволяет своевременно реагировать на изменения внешней среды.

 

подробнее о стратегическом управление деятельностью телекоммуникационной компании на основе системы сбалансированных показателей



26. Построение системы внутреннего контроля в ИТ-подразделении

В. Голубев А.К. Коптелов IT Manager (№6 2007)
 

В настоящее время вопросам совершенствования управления информационными технологиями в компаниях уделяется все больше внимания. Причина этого явления  вполне понятна и объяснима – информационные технологии становятся неотъемлемой частью любого современного бизнеса, и очень часто основой, обеспечивающей конкурентные преимущества этого бизнеса. Однако оборотной стороной такого влияния информационных технологий на бизнес является растущая зависимость надежности бизнес-процессов, и бизнеса в целом, от надежности информационных систем и процессов самого ИТ-подразделения. Финансовые скандалы, растущая угроза терроризма, факты недобросовестного использования персональных данных вызвали на Западе принятие ряда законов, выполнение требований которых является обязательным для компаний, желающих остаться на рынке.

 

подробнее о построении системы внутреннего контроля в ИТ-подразделении


 

27. Как сделать проекты процессами

А.К. Коптелов Byte (май 2007)

 

Одним из способов повышения эффективности деятельности компании является рассмотрение ее деятельности с точки зрения уровней зрелости. Зрелость показывает, насколько деятельность определена, управляема, контролируема и эффективна, а сама модель зрелости предоставляет основные принципы управления необходимые для повышения зрелости. Использование оценки зрелости процесса подразумевает формирование потенциала для роста продуктивности компании и отражает как полноту процесса организации, так и постоянство, с которым организация применяет этот процесс. В соответствии с понятием зрелости, считается, что чем выше уровень зрелости, тем деятельность более продуктивна, что позволяет постепенно улучшать качество продукции, а также  управлять стоимостью и временем выполнения процесса.

При использовании при совершенствовании организации оценки уровней зрелости  можно определить, насколько организация устойчива к изменению внутренних факторов, и адаптивна к изменению условий на рынке.

 

подробнее о том как сделать проекты процессами


 

28. Анализ эффективности аутсорсинга

О. Вишняков А.К. Коптелов IT news • № 7 (80) • 10 апреля 2007

 

В настоящее время ИТ - рынок увлечен идеей аутсорсинга ИТ - услуг и в связи с этим, задача оценки эффективности аутсорсинга требует решения, поскольку считается, что аутсорсинг ИТ -услуг может минимизировать затраты на использование информационных технологий.  При этом,  если отойти от общих фраз и преимуществ, которые описываются в периодике, то эффективность вывода ИТ - услуг на аутсорсинг видится не такой однозначной. При принятии решения об  аутсорсинге необходимо проанализировать финансовые и организационные затраты, не упуская из зоны анализа риски, возникающие при организации аутсорсинга ИТ- услуг. Отсутствие полноценного анализа при принятии данного решения может вместо выгоды нанести ощутимые убытки. Поставщики аутсорсинговых услуг имеют методики для расчета эффективности аутсорсинга, однако в большинстве своем они показывают финансовые преимущества и очень часто оставляют за гранью анализа возможные убытки от возникающих рисков. Многие компании через некоторое время отказываются от аутсорсинга и возвращаются к предыдущей модели организации ИТ - подразделения. Поэтому задача анализа эффективности аутсорсинга требует решения для каждой компании в отдельности.

 

подробнее об анализе эффективности аутсорсинга


 

29. Вопросы информационной безопасности при аутсорсинге ИТ-процессов компании

В. Беркович А.К. Коптелов IT news • № 5 (78) • 13 марта 2007

 

В настоящее время многие компании задумываются над тем, чтобы обеспечить управление IT-ресурсами не внутренними силами, а посредством передачи этой функции сторонним организациям (вывести на аутсорсинг часть процессов IT). Одна из сложных задач на пути реализации такого подхода — обеспечение режима информационной безопасности для процессов, передаваемых на аутсорсинг, и в особенности защиты от несанкционированного доступа к частной информации компании со стороны партнера или конкурента.

В данной статье рассмотрены основные вопросы построения эффективной системы управления информационной безопасностью при аутсорсинге IT-процессов компании, а также этапы вывода IT-процессов на аутсорсинг и механизмы выбора поставщика IT-услуг. Кроме того, затронут вопрос управления рисками при аутсорсинге IT-процессов компании. Авторы статьи, не претендуя на полный охват данной темы, попытались сформулировать основные практические рекомендации по обеспечению информационной безопасности при аутсорсинге IT-процессов компании. принципы аутсорсинга в области IT

 

подробнее о вопросах информационной безопасности при аутсорсинге ИТ-процессов компании



30. Бизнес-анализ – ключ к оптимизации деятельности

А.К. Коптелов www.klerk.ru/personaиюнь 2007 г.


Оптимизация деятельности является задачей руководства любой компании. Начинать оптимизировать деятельность предприятия необходимо с анализа его бизнес-процессов. Об особенностях бизнес-анализа российских предприятий корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Дмитрию Михаленко рассказал Андрей Коптелов, директор департамента ИТ-консалтинга компания «IDS Scheer Россия и страны СНГ»

 

подробнее об особенностях бизнес-анализа российских предприятий


 

31. Прозрачная отчетность. Как построить эффективную систему внутреннего контроля

В. Беркович А.К. Коптелов Риск-менеджемент № 5-6 май-июнь 2007 г

 

В конце 90-х годов прошлого столетия и в начале нынешнего в мире произошло большое число падений, казалось бы, надежных и вполне прибыльных компаний. Данные случаи стали примером корпоративной коррупции и финансового мошенничества, поэтому, после данного кризиса и расследования проведенного Конгрессом США, был выявлен ряд других компаний, уличенных либо в мошенничестве, либо в неточном ведении финансовых записей. Причем во всех случаях оказывалось, что действия высшего руководящего состава компании вводили инвесторов в заблуждение посредством подделки финансовой отчетности.

Причинами возникших проблем стало отсутствие полноценной системы внутреннего контроля внутри компании, при этом проверки деятельности компаний проводились в рамках ежегодного внешнего аудита, что не позволяло обеспечить требуемый уровень достоверности финансовой информации.  Следовательно, акционеры компании и другие заинтересованные лица не могли получать оперативную информацию о финансовом состоянии компаний и оперативно реагировать на изменения.

 

подробнее о том как построить эффективную систему внутреннего контроля


 

32. Построение системы управления рисками IT-безопасности

А.К. Коптелов  IT news • 06 февраля 2007

 

Вопросам IT-безопасности уделяется сейчас более чем пристальное внимание, поскольку случаи потери и кражи информации могут привести к краху компании или потере конкурентных преимуществ на рынке. Кроме того, за последние пять лет участились случаи кражи интеллектуальной собственности. Одновременно корпоративные сети все чаще подвергаются нападениям со стороны недовольных или нелояльных сотрудников внутри организации. Таким образом, защита информации от кражи, изменения или уничтожения приобрела в настоящее время первоочередное значение. Многие компании понимают, что им необходимо построить систему IT-безопасности, но менеджеры обычно не знают, какой шаг должен быть первым в данном направлении. Как правило, главными препятствиями на пути обеспечения IT-безопасности становится сложность обоснования необходимых мероприятий и затрат на их выполнение. Компании нередко выделяют единый бюджет на удовлетворение всех потребностей по информационным системам (аппаратное и программное обеспечение, зарплата, консультанты и т. п.), что способствует развитию тенденции выделять основную часть средств на повышение производительности, при этом нередко вопросы безопасности остаются без внимания.

 

подробнее о построении системы управления рисками IT-безопасности


 

33. Сервисно-ориентированная архитектура: «за» и «против»

Андрей Коптелов intelligent enterprise 24 октября, 2007 г. № 16 (172)

 

Количество и сложность используемых в компаниях информационных систем растет, требования бизнеса к ним возрастают тоже, и модернизировать КИС становится все труднее и дороже. Возникает противоречие: частые изменения в бизнес-процессах требуют от ИТ-специалистов максимальной скорости их внесения, однако с точки зрения экономической эффективности стоимость владения КИС необходимо минимизировать. Головной боли добавляют задачи по интеграции процессов между несколькими компаниями. Таким образом, для процессно-ориентированного управления требуется инструмент, с помощью которого можно было бы не только эффективно управлять процессами, но и с минимальными затратами и в кратчайшие сроки обеспечивать адаптивность КИС к изменениям в процессах. Ведь разовые решения и «заплаты» приводят к «затвердеванию» ИТ-решения — а следовательно, и бизнес-процессов компании, что отрицательно сказывается на общей эффективности бизнеса. И при серьезных изменениях процессов приходится разрушать созданный «ИТ-монолит» и либо переселяться в «типовую квартиру» ERP-решения, либо своими силами строить новое жилище из нескольких приложений.

В большинстве случаев эти проблемы возникают из-за отсутствия архитектурных стандартов в области ИТ. Более того, для их преодоления необходимы не только стандарты, но и набор компонентов («кирпичиков»), соответствующих стандартам. Столь же необходима и среда выполнения бизнес-процессов («раствор»), с помощью которой кирпичики скрепляются. Задачи повышения гибкости КИС, снижения затрат на разработку приложений, увеличения скорости реагирования на меняющиеся требования бизнеса, а также обеспечения необходимого уровня интеграции между информационными системами и призвана решать SOA — сервисно-ориентированная архитектура.

 

подробнее о сервисно-ориентированной архитектуре


 

34. ИТ-служба передается на аутсорсинг...

 И.А. Караваев  А.К. Коптелов ИКС № 8 2007

 

Цель ИТ-аутсорсинга – сокращение расходов на поддержку информационных технологий и высвобождение собственных ресурсов компании. Исследования Gartner Group говорят о 30%ном снижении косвенных затрат при аутсорсинге. Менеджмент и собственники российских организаций пытаются выдерживать оптимальный баланс между работами, выполняемыми собственными ИТ-подразделениями, и работами, отданными на аутсорсинг. Порой ИТ-служба предприятия выделяется в дочернюю компанию, что сопряжено с дополнительными расходами на содержание административного персонала. Имея вначале одного клиента (обычно материнскую организацию), она стремится наращивать свое присутствие на рынке, чтобы повысить рентабельность. Для успешного развития вновь образованной рыночной единицы необходимо наличие зрелого локального рынка ИТ-услуг. К сожалению, российский рынок пока далек от заветного рубежа.

 

подробнее о передаче ИТ-службы на аутсорсинг...


 

35. Построение системы информационной безопасности банка на основе управления рисками

А. Дроздов, А. Коптелов "ИНФОРМОСТ" - "Радиоэлектроника и Телекоммуникации"  № 1 2008 г.

 

Банковские организации сегодня все чаще сталкиваются с широким спектром существующих угроз, таких как компьютерное мошенничество, компьютерные вирусы, взлом компьютерных систем, отказ в обслуживании и т. д. Высокая зависимость банковских организаций от информационных ресурсов, объединение корпоративных сетей и сетей общего доступа, совместное использование информационных ресурсов повышают уязвимость организаций от подобных угроз. Поскольку, многие существующие в банках информационные системы, изначально не проектировались с необходимым уровнем защищенности, то в большинстве случаев возможности обеспечения информационной безопасности (ИБ) ограничены. Поэтому сегодня для банков жизненно необходима комплексная система информационной безопасности, которая задействует не только технические, но и организационные ресурсы. Создание комплексной системы информационной безопасности может обойтись для банка значительно дешевле, чем ликвидация последствий угроз ИБ. Настоящая статья посвящена вопросам создания системы ИБ банка на основе управления операционными рисками в процессах банковской деятельности.

 

подробнее о построении системы информационной безопасности банка на основе управления рисками


 

36. Описание процессов с помощью BPM-систем

 А.К. Коптелов Компьютер-Пресс № 2 2008

 

Процессный подход сегодня является одним из наиболее эффективных способов управления компанией любого масштаба. Он позволяет избежать выполнения ненужных операций и функций, дублирования работ,  простоев в работе. Особенностью реализации процессного подхода является необходимость определения объектов управления и  описания соответствующих бизнес-процессов. При этом, в соответствии с глоссарием консорциума Workflow Management Coalition (WfMC), под описанием процесса понимается представление бизнес-процесса в форме, допускающей автоматизированное манипулирование (например, моделирование) или реализацию его с помощью системы управления Workflow, или, как теперь принято называть данную категорию программного обеспечения, системой управления бизнес-процессами (Business Process Management System – BPMS). Описание процесса состоит из связанных в последовательность функций и их отношений, критериев начала и завершения процесса, а также информации об отдельных элементах описания (участниках,  данных, приложениях ИТ и т.д.). В данном случае под функцией понимается наименьшая единица работы, выполнение которой планируется BPM-системой в ходе реализации процесса (например, при помощи условий перехода, а также пред- и постусловий).  

 

подробнее об описании процессов с помощью BPM-систем


 

37. Швейцарский стандарт. Базель II против операционных рисков

Алексей ДРОЗДОВ, Андрей КОПТЕЛОВ Риск менеджмент октябрь 2007

 

Операционные риски – одна из самых серьезных угроз для банковского бизнеса. Они изменяются и требуют постоянного контроля. Как разработать систему управления, которая отвечает мировым стандартам и сокращает убытки от реализации этих рисков?

 

подробнее об управлении операционными рисками


38. Построение системы информационной безопасности банка на основе управления рисками

Алексеи Дроздов, Андрей Коптелов Аналитический банковский журнал октябрь 2007 г

 

Сегодня банки все чаще сталкиваются с широким спектром существующих угроз, таких как компьютерное мошенничество, компьютерные вирусы, взлом компьютерных систем, отказ в обслуживании и т. д. При этом высокая зависимость кредитных организаций от информационных ресурсов, объединение корпоративных сетей и сетей общего доступа, совместное использование информационных ресурсов повышают их уязвимость. Поскольку многие существующие в банках информационные системы изначально не проектировались с необходимым уровнем защищенности, часто возможности обеспечения информационной безопасности ограниченны. Поэтому сегодня для банков жизненно необходима комплексная система информационной безопасности, которая задействует не только технические, но и организационные ресурсы, и ее создание может обойтись для банка значительно дешевле, чем ликвидация последствий угроз информационной безопасности.

 

подробнее о построении системы информационной безопасности банка на основе управления рисками


 

39. Создание системы контроля и анализа бизнес-процессов

Андрей Коптелов Антон Шматалюк  Финансовая газета 21 февраля 2008 г

 

Практика внедрения процессного подхода в российской действительности показывает, что большинство компаний, начавших реализацию процессного управления, останавливаются на стадиях описания и автоматизации процессов. Однако для эффективной реализации данного подхода требуется внедрение полного цикла управления процессами:

-процессы должны быть структурированы и описаны;

-их необходимо реализовать в виде регламентов или информационных систем;

-нужно осуществлять контроль и анализ процессов - контролировать точность их выполнения, рассчитывать значения показателей эффективности   и соотносить их с плановыми значениями, после чего выявлять проблемы и недостатки;

-необходима оптимизация процессов.

Следовательно, для внедрения процессного подхода важно не только описать и автоматизировать процессы, но и создать инструмент контроля за правильностью их выполнения и анализа показателей.

 

подробнее о создании системы контроля и анализа бизнес-процессов


40. Построение системы внутреннего контроля

А. КОПТЕЛОВ  Финансовая газета # Рег.выпуск 1 марта 2006 г.

 

В последние годы у многих компаний возникли проблемы, связанные с финансовой отчетностью, что привело к росту давления акционеров на них в целях существенного повышения качества управления рисками и улучшения контроля за эффективностью системы управления. Согласно закону Sarbanes-Oxley (SOx) эти компании должны принять меры к минимизации рисков ошибок в финансовой отчетности и построению системы контроля за процессами ее составления. Сегодня обязательное требование при проведении таких работ - внедрение эффективных бизнес-процессов и их мониторинг с целью обеспечения гарантии эффективной работы системы управления.

 

подробнее о построении системы внутреннего контроля


41. Построение системы управления рисками IT-безопасности

Андрей Коптелов Экспресс электроника  22 ноября 2006 г.

 

Перефразируя классиков, можно утверждать, что обладающий информацией обладает конкурентным преимуществом?. Вопрос лишь в том, какой информацией и каким образом полученной? То есть, насколько актуальна информация, которой мы владеем или к которой мы стремимся, что в свою очередь становится вопросом достоверности и полноты информации и периода ее полужизни (аналогично  периоду полураспада).

 

подробнее о построении системы управления рисками IT-безопасности


42. Построение системы внутреннего контроля в IT-подразделении

В. Голубев А. Коптелов   IT World  август 2007 г

 

Для большинства крупных международных компаний уже сейчас актуальны требования закона SOX, а для банков - требования Basel II. Несмотря на то, что формально IТ является только одной из областей повышенного интереса этих законов, на практике 80% всех вопросов к другим подразделениям прямо или косвенно касаются вопросов автоматизации с помощью IТ, поскольку IТ поддерживают большинство основных бизнес-процессов компании. Этот факт ужесточает требования к системе внутреннего контроля в IТ-подразделении.

 

подробнее о построении системы внутреннего контроля в ИТ-подразделении


43. Подходы к построению систем внутреннего контроля

А. КОПТЕЛОВ,   Финансовая газета  сентябрь 2007 г.

 

Сегодня для большинства крупных международных компаний актуальной задачей является обеспечение соответствия требованиям внешнего законодательства разных стран. Наиболее жесткими считаются требования, которые вступили в силу в марте 2005 г. в США с принятием закона Сарбейнса-Оксли. Данным законом руководству компаний была вменена обязанность подтверждать правильность финансовой отчетности лично, а также свою ответственность за эффективность системы внутреннего контроля и в первую очередь при подготовке финансовой отчетности. Помимо этого для соответствия закону необходимо получить заключение внешнего аудитора об эффективности системы внутреннего контроля компании.

 

подробнее о подходах к построению систем внутреннего контроля


44. BSC для ИТ

А. Коптелов ДИРЕКТОР ИС февраль 2008 г.

 

Важность правильной организации процесса стратегического управления развитием информационных технологий уже неоднократно доказана опытом. Принятие оперативных решений без учета стратегического направления развития может привести к серьезным ошибкам, которые выявятся нескоро. Поэтому за основу необходимо брать лучшие практики и наиболее эффективные технологии. Для реализации ИТ-стратегии и контроля ее выполнения можно использовать сбалансированную систему показателей (Balanced ScoreCard, BSC), переводящую стратегию развития ИТ в набор целей и мероприятий.

 

подробнее о построении BSC для ИТ - подразделения


45. Внедрение процессного управления через автоматизацию процессов

А. Коптелов Финансовая газета  29 мая 2008 г.

 

В настоящее время, одной из актуальных тем, обсуждаемых специалистами в области управления компанией, является процессное управление.  При этом, процессное управление рассматривается как планомерная деятельность по формированию целенаправленного поведения организации посредством выделения, описания и менеджмента системы взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов и их ресурсного окружения.  Сейчас  эффективность данного подхода привлекает все больше и больше сторонников, и большинство компаний работают в данном направлении. Но, в то же время,  внедрение процессного управления непростая задача по причине того, что процессы необходимо описать и «зафиксировать» в компании, либо регламентами, либо информационными системами. Помимо этого, владельцу процесса необходим механизм, с помощью которого он «фиксирует» процесс и в дальнейшем контролирует правильность его выполнения. В настоящее время, в большинстве компаний процессы фиксируются регламентами, что достаточно просто сделать, но в этом случае сложность контроля их выполнения становится преградой для качественного выполнения процесса. Для повышения эффективности в данной области необходимо использование информационных технологий для регламентации, контроля и анализа. Фактически можно говорить об использовании электронных регламентов с встроенными в них механизмами контроля. Отдельным классом систем предназначенных для автоматизации процессов являются BPM - системы, которые предназначены для автоматизации существующих процессов. Определение Business Process Management (BPM) - это совокупность приложений и систем, поддерживающих специализированные задачи управления «сквозными» процессами (моделирование, внедрение, оперативное управление и администрирование, мониторинг и анализ показателей эффективности), обеспечивая поддержку внедрения процессного управления.

подробнее о внедрении процессного управления через автоматизацию процессов


46. Тенденции в управлении бизнес-процессами

А. Коптелов Byte №5 (115), май 2008

 

Управление деятельностью компании как системой процессов позволяет достичь нового качества управления, причем для внедрения процессного управления наиболее эффективны системы класса Business Process Management.

Теория управления бизнес-процессами уже давно используется в российской практике, на многих примерах доказала свою эффективность, и год от года число компаний, которые строят у себя систему процессного управления, увеличивается. Многие компании, пять-шесть лет назад пробовавшие внедрить процессный подход как дань моде, теперь четко осознали необходимость управления бизнес-процессами и не только описывают их, но и начинают совершенствование и автоматизацию бизнес-процессов. По результатам опроса клиентов компании IDS Scheer (www.ids-scheer. ru), 55% из них в настоящее время активно ведут работы по совершенствованию бизнес-процессов. Уже можно говорить о «второй волне» интереса к бизнес-процессам, и при этом уровень знаний руководителей в области управления бизнес-процессами стал намного выше, чем четыре-пять лет назад. Это связано в том числе с выходом огромного количества публикаций и книг по управлению бизнес-процессами, с появлением программ обучения процессному подходу в консалтинговых компаниях и высших учебных заведениях.

 

подробнее о  тенденциях в управлении бизнес-процессами


47. Системы управления процессами и SOA

Коптелов Андрей КОМПЬЮТЕР ПРЕСС, август 2008

 

Аналитики, лидеры индустрии и поставщики программного обеспечения много пишут о сервис-ориентированной архитектуре (Service Oriented Architecture, SOA) и о том, почему этот подход стал основным при проектировании архитектуры информационных систем предприятия. Под SOA здесь подразумевается концепция, в рамках которой приложение строится из набора готовых компонентов — "кирпичиков", часть из которых уже существует на предприятии, а часть предоставляется внешними поставщиками сервисов. Основным преимуществом такого подхода является типизация компонентов ИТ-решений и возможность быстрого перестроения приложения в случае необходимости. Однако в области SOA существует несколько вопросов, которые являются центром дискуссий вокруг данной концепции.

 

подробнее о  системах управления процессами и SOA

 

Besucherza blackplanet
счетчик посещений
Контактная информация: koptelovak@yandex.ru

Rambler's Top100 Раскрутка сайта, Оптимизация сайта, Продвижение сайта, Реклама!
Используются технологии uCoz