Управление бизнес-процессами и развитием информационных технологий |
|||
45. Внедрение процессного управления через автоматизацию процессовА. Коптелов Финансовая газета 29 мая 2008 г. |
|||
Внедрение процессного управления через автоматизацию процессов
Андрей Константинович Коптелов Директор департамента развития и внедрения информационных технологий Блока развития компании IDS Scheer Россия и страны СНГ
Источник: Финансовая газета
ВведениеВ настоящее время, одной из актуальных тем, обсуждаемых специалистами в области управления компанией, является процессное управление. При этом, процессное управление рассматривается как планомерная деятельность по формированию целенаправленного поведения организации посредством выделения, описания и менеджмента системы взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов и их ресурсного окружения. Сейчас эффективность данного подхода привлекает все больше и больше сторонников, и большинство компаний работают в данном направлении. Но, в то же время, внедрение процессного управления непростая задача по причине того, что процессы необходимо описать и «зафиксировать» в компании, либо регламентами, либо информационными системами. Помимо этого, владельцу процесса необходим механизм, с помощью которого он «фиксирует» процесс и в дальнейшем контролирует правильность его выполнения. В настоящее время, в большинстве компаний процессы фиксируются регламентами, что достаточно просто сделать, но в этом случае сложность контроля их выполнения становится преградой для качественного выполнения процесса. Для повышения эффективности в данной области необходимо использование информационных технологий для регламентации, контроля и анализа. Фактически можно говорить об использовании электронных регламентов с встроенными в них механизмами контроля. Отдельным классом систем предназначенных для автоматизации процессов являются BPM - системы, которые предназначены для автоматизации существующих процессов. Определение Business Process Management (BPM) - это совокупность приложений и систем, поддерживающих специализированные задачи управления «сквозными» процессами (моделирование, внедрение, оперативное управление и администрирование, мониторинг и анализ показателей эффективности), обеспечивая поддержку внедрения процессного управления. Переход к процессному управлению всегда осложнен тем, что сотрудники должны изменять свою деятельность. Даже существует понятие «упругой деформации» процесса, описывающее насколько процесс реагирует на изменения, поэтому внедрение любого нового процесса в обязательном порядке должно сопровождаться процедурами обучения участников процесса и контроля правильности его выполнения. В случае использования автоматизированных систем необходимо контролировать, работу пользователей в системе, поскольку очень часто пользователи пытаются выйти из системы и перейти в привычные для них каналы передачи информации, что должно пресекаться организационными методами. В методологическом плане, перед началом проектов по внедрению процессного управления, необходимо выделить все процессы компании в виде списка или модели и при этом для первоочередной автоматизации наиболее эффективно выбирать процессы, связанные с взаимодействием с клиентами и поставщиками, а так же выполняемые достаточно часто. Составив список проектов необходимо определить план их автоматизации, что фактически составит план внедрения процессного управления. При этом до автоматизации процессов в обязательном порядке необходимо провести организационное совершенствование, в рамках которого стандартизировать все процессы и обучить их участников основам процессного подхода.
Цикл управления процессамиДля полноценного внедрения процессного управления необходимо замкнуть цикл управления бизнес-процессами, который состоит из следующих этапов:
Переход от описания к автоматизации и выполнению процессов наиболее легко выполнить с помощью BPM систем, поскольку при автоматизации процесс «фиксируется» в BPM системе и далее начинает собираться статистика по процессу. В дополнении к этому, можно задать контрольные точки и времена выполнения функций процесса, что обеспечит контроль над временными отклонениями процесса. Переход от выполнения процессов к контролю над процессами требует выделения владельца процесса и изменения систем мотивирования участников процесса. Фактически необходимо определить ответственных за процесс и определить перечень ключевых показателей, по которым можно оценить эффективность процесса и мероприятий по его совершенствованию. Только в данном случае можно говорить о начале совершенствования процессов и построении полного цикла управления бизнес-процессом. Но нужно понимать, что регламенты не самый эффективный инструмент процессного управления, а автоматизация процессов может служить инструментом процессного управления, причем инструментом эффективным и современным. Без организации полного цикла управления бизнес-процессом невозможно говорить о том, что происходит управление процессом, а данный цикл наиболее эффективно организовать с использованием информационных систем класса BPM.
Зрелость процессов Один из параметров процессов, который показывает степень внедрения процессного подхода в компании, является уровень процессной зрелости компании. Степень процессной зрелости компании можно выразить шестью уровнями.
Оценка уровня зрелости компании помогает определить, насколько компания продвинулась на пути управления бизнес-процессами и какие действия ей еще необходимо выполнить. При этом нужно отметить, что использование BPM систем эффективно только в случае, если компания находится выше второго уровня зрелости. Если есть понимание неэффективности, а знания процесса нет, то с большой вероятностью время автоматизации процессов еще не пришло и проект по автоматизации процессов будет неудачным.
Большинство российских компаний сейчас находятся в диапазоне уровня зрелости от 2 до 3, что показывает возможность использования BPM систем для дельнейшего повышения уровня зрелости компаний.
Внедрение BPM системФактически все поставщики информационных систем наращивают функционал в области BPM, Однако существует класс специализированных BPM систем обладающих следующими характеристиками:
Одной из таких систем является система Ultimus BPM SUITE предназначенная для обеспечения полного цикла управления бизнес-процессами.
ЗаключениеУчитывая, что большинство процессов в России находятся на втором-третьем уровне зрелости, то в скором времени наиболее востребованными будут работы по автоматизации бизнес-процессов с помощью BPM систем. В настоящее время идет много проектов данной направленности и еще больше компаний находятся на этапе выбора BPM системы. Показательными в этом отношении является отчет Delphi Group, в самом начале которого приведена статистика по планированию инвестиций в решения класса BPM. Согласно этому отчету, большинство опрошенных организаций (почти 80%) осознали необходимость внедрения BPM- систем. При этом почти треть опрошенных либо уже используют BPM, либо заканчивают проект по внедрению, а половина респондентов находится на ранней стадии, т.е. выбирает систему или приступает к внедрению уже выбранной. Конечно, в России и странах СНГ ситуация выглядит по-другому, но это только нагляднее демонстрирует перспективы рынка BPM-систем в России.
|
|||
|