Управление бизнес-процессами и развитием информационных технологий

17. Использование средств описания процессов при внедрении корпоративных информационных систем

А.Л.Дроздов  А.К. Коптелов Проблемы теории и практики управления, 2006, №10

 

Использование средств описания процессов при внедрении корпоративных информационных систем

АЛЕКСЕЙ ДРОЗДОВ, старший консультант ООО «ИДС Шеер», д.т.н.

АНДРЕЙ КОПТЕЛОВ, директор департамента ИТ-консалтинга ООО «ИДС Шеер»

 

 

Один из путей кардинального повышения эффективности бизнеса – его автоматизация. Автоматизация позволяет решить такие важные задачи, как управление знаниями и документами, планирование финансовых, материальных и производственных ресурсов, управление цепочками поставок, жизненным циклом продукции и т.д. Но сама по себе автоматизация еще не гарантирует значительного повышения конкурентоспособности компании. Чтобы инвестиции в автоматизацию дали заметный положительный эффект, необходима предварительная работа по оптимизации ее деятельности.

Как известно, современные организации представляет собой сложные бизнес-системы, для исследования которых применяются методы системного анализа. Любая сложная система обладает рядом фундаментальных общих свойств, таких, как сложность, делимость, целостность, целенаправленность, структурированность. При этом в качестве основного целеопределяющего свойства сложной системы рассматриваются протекающие в ней процессы. Можно сказать, что любая сложная система представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов. Применительно к организации как бизнес-системе понятие процесса трактуется как бизнес-процесс, под которым понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы процесса в его выходы.

Именно последовательное применение системного анализа привело к тому, что деятельность современной организации стала рассматриваться как совокупность бизнес-процессов. Практическими проявлениями этого стали процессный подход и процессное управление. Под процессным подходом понимаются систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов. Процессное управление – это схема управления организацией, при которой исходя из бизнес-целей определяется совокупность процессов для их достижения, а процессы в свою очередь определяют необходимые для них структуру и ресурсы. Можно сказать, что процессное управление представляет собой мост между централизацией и децентрализацией в управлении, так как при таком подходе человеческим ресурсам делегируются полномочия для выполнения конкретных функций или процедур (децентрализация исполнительной власти), а информация предоставляется ресурсам централизованно на основании прав, которыми данные ресурсы обладают (централизация управления).

Сегодня ни для кого не секрет, что для эффективной деятельности компании необходимы выявление, понимание и административное управление системой взаимосвязанных процессов с целью достижения ее стратегических целей. И хотя понятие производственного процесса было известно давно, осознание эффективности и необходимости процессного управления пришло в менеджмент лишь в последние десятилетия. Интерес к бизнес-процессам был существенно активизирован массовым внедрением идей менеджмента качества. Но лишь благодаря современным информационным технологиям процессное управление стало не только необходимым, но и возможным, поскольку большинство задач по управлению процессами поддается формализации и автоматизации, что обеспечивает существенную экономию на накладных расходах, связанных с передачей управляющих воздействий внутри компании.

Однако есть и обратное влияние. Процессное управление позволяет существенно повысить эффект от автоматизации деятельности организации. Дело в том, что так называемая функциональная автоматизация, т.е. автоматизация отдельных функций (операций), не может привести к ожидаемому эффекту снижения накладных расходов и повышения эффективности деятельности по причине необходимости «склеивать» результаты выполнения отдельных автоматизированных функций, что требует значительных дополнительных затрат трудовых и информационных ресурсов. Процессный подход к автоматизации, т.е. автоматизация целых бизнес-процессов, изначально учитывает необходимость автоматизированной передачи результатов выполнения отдельных функций процесса и тем самым обеспечивает существенный эффект в оперативности, эффективности и стоимости автоматизируемого процесса. Благодаря ориентации на клиента, отсутствию барьеров между подразделениями, наличию ответственного за результаты процесса (владельца процесса) и другим преимуществам процессной организации деятельности процессно-ориентированное внедрение информационных систем гарантирует максимально эффективную автоматизацию деятельности компании, а также интеграцию используемых информационных систем и приложений.

Построение системы процессного управления компанией невозможно без формализованного описания ее деятельности, и прежде всего системы бизнес-процессов. Такое описание способствует решению кросс-функциональных проблем в организации, связанных с наличием преград между отдельными подразделениями, дает возможность досконально разобраться во всех нюансах ее деятельности, и прежде всего в бизнес-процессах, создает основу для анализа и совершенствования бизнес-процессов, организационной структуры и других подсистем и т.д. Именно модель бизнеса является тем условием, которое необходимо как для построения системы процессного управления организацией, так и для процессно-ориентированного внедрения корпоративных информационных систем (КИС).

Из всех известных способов описания бизнеса (текстовый, табличный и др.) наиболее предпочтительным является графическое описание, при котором деятельность компании представляется в виде совокупности взаимосвязанных графических объектов. Каждый графический объект такой модели представляет собой определенный структурный объект организации как сложной системы, а взаимосвязи между объектами отображают те взаимоотношения, которые существуют между структурными объектами в действительности (например, отношение типа «исполняет» между объектами «бизнес-роль» и «функция»). Графическое описание не только более наглядно и «структурно», чем другие виды описания, но и позволяет при необходимости перейти к текстовой или табличной форме представления информации.

Детальное графическое описание деятельности современной организации достаточно трудоемко, поэтому на практике часто используют принципы структурного анализа. В качестве базовых применяют принцип «разделяй и властвуй» и принцип иерархического упорядочивания. Первый принцип состоит в разбиении сложной задачи на множество меньших относительно независимых задач, более легких для понимания и решения. В соответствии с этим принципом в деятельности компании выделяют несколько так называемых предметных областей, описание каждой из которых может проводиться относительно самостоятельно. Эти области, как правило, совпадают с основными подсистемами организации, такими как организационная структура, бизнес-процессы и их ресурсное окружение, функции, документы и т.д.

Второй принцип акцентирует внимание на структуре каждой из предметных областей. Согласно этому принципу каждую из подсистем организации следует описывать «сверху-вниз», представляя ее в виде древовидной иерархической структуры. Сначала подсистему описывают на верхнем уровне в виде совокупности небольшого числа взаимосвязанных объектов. Затем каждый из объектов на модели верхнего уровня детализируют новой моделью той же предметной области, описывающей данный объект более детально, и т.д. В результате описание каждой предметной области напоминает набор географических карт разного масштаба – от мелкого на верхнем уровне, дающем общий взгляд на данную предметную область, до крупного на нижнем, где представлено детальное описание подсистем нижнего уровня иерархии. При этом число уровней иерархии определяется сложностью рассматриваемой подсистемы (масштабами организации) и целями описания.

 

ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Существуют различные подходы к созданию информационных систем, основанные на определенной модели их жизненного цикла (каскадной, поэтапной с промежуточным контролем, спиральной). Но все эти походы предусматривают обязательное построение бизнес-модели организации, которое выполняется на одном из начальных этапов проекта по созданию или внедрению КИС. Например, канонический подход, рекомендуемый ГОСТ 34.601-90, предусматривает следующие стадии создания КИС: формирование требований к системе; разработка ее концепции; разработка и утверждение технического задания; эскизное проектирование; техническое проектирование; разработка технической документации; ввод в действие; сопровождение системы.

На стадии формирования требований к КИС в качестве первого этапа работ проводится информационное обследование объекта, основным результатом которого является модель деятельности организации.

Модельно-ориентированный подход к типовому проектированию заключается в адаптации состава и характеристик типовой информационной системы к модели объекта автоматизации. Модель строится путем выбора и адаптации фрагментов базовой модели в соответствии с особенностями деятельности организации, выявленными в результате экспертного опроса.

Одним из подходов к разработке программного обеспечения в рамках спиральной модели жизненного цикла является методология быстрой разработки RAD (Rapid Application Development). Создание системы по методологии RAD включает четыре фазы: анализ и планирование требований; проектирование; построение; внедрение.

Здесь функции, которые должна выполнять система, определяют в основном пользователи по результатам информационного обследования на фазе анализа и планирования требований.

В основе методологии RUP (Rational Unified Process), как и многих других программных методологий, объединяющих инженерные методы создания программного обеспечения, лежит «пошаговый подход». Он определяет этапы жизненного цикла, контрольные точки, правила работ для каждого этапа, что позволяет упорядочить проектирование и разработку информационной системы. RUP содержит четыре фазы жизненного цикла проекта по ее созданию: разработка технического задания; разработка технического проекта; создание; внедрение.

Помимо фаз, определяющих временную последовательность работ, в RUP выделяется девять процессов, обычно выполняемых в ходе любого проекта по созданию системы. При этом одним из основных является процесс моделирования бизнес-процессов организации.

Методология ASAP (Accelerated SAP), разработанная компанией SAP для внедрения своих решений, включает пять фаз: подготовка проекта; концептуальное проектирование; реализация; заключительная подготовка; ввод в эксплуатацию и поддержка.

В ASAP предусмотрены два этапа описания деятельности организации. Сначала на этапе подготовки проекта процессы и организационная структура описываются «как есть», а затем на этапе концептуального проектирования - «как должно быть». На этапе разработки концептуального проекта анализируются и фиксируются все различия между существующими и будущими процессами, что позволяет максимально эффективно адаптировать функционал внедряемого решения к особенностям деятельности организации.

Независимо от используемой методологии глубина описания деятельности организации, т.е. количество уровней процессов, может изменяться в достаточно широких пределах – в зависимости от конкретной задачи. Так, при выборе для организации готового информационного решения (с целью его последующего внедрения) бывает достаточным описать только процессы верхнего уровня. Модель процессов верхнего уровня позволяет уточнить цели внедрения системы и предъявить обоснованные требования к необходимому функционалу выбираемого решения.

В проектах по внедрению типовых информационных систем описание деятельности организации должно быть более глубоким. Глубина описания в проектах этого рода определяется исходя из функционала внедряемой системы. Так, глубина описания бизнес-процессов должна соответствовать уровню информационной функции (транзакции) системы. Другими словами, функция (т.е. отдельный шаг) бизнес-процесса должна быть тождественна или включать несколько конкретных информационных функций системы. Такая бизнес-модель организации позволяет сформулировать требования к системе и на этой основе сформировать обоснованное техническое задание на ее внедрение.

Наконец, при проектировании новой КИС создаваемая модель должна быть наиболее детальной. В этом случае описываются не только бизнес-процессы, но и алгоритмы работы отдельных информационных функций, экранные интерфейсы, структуры данных и т.д. Подобная модель является достаточной не только для формирования технического задания, но и для создания эскизного проекта, т.е. разработки всех необходимых предварительных решений по общесистемным и организационным вопросам.

 

МЕТОДОЛОГИИ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА

При создании бизнес-моделей используются различные методологии структурного анализа. По области применения их можно подразделить на две группы: методологии для описания процессов и функций, выполняемых в организации, и методологии для описания отношений между данными. К первой группе относятся методологии SADT, IDEF0, IDEF3, DFD, STD, ко второй – методологии ERD, IDEF1, IDEF1X. Помимо названных «частных» методологий существуют и различные комплексные подходы к описанию деятельности, например унифицированный язык моделирования UML, используемый в основном при создании информационных систем, или методология ARIS, применяемая в проектах по внедрению систем.

Методология SADT (Structured Analysis and Design Technique) представляет собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта в какой-либо предметной области. Модель SADT отображает функциональную структуру объекта, т.е. производимые им действия, и связи между этими действиями. Результатом применения методологии SADT является модель, состоящая из диаграмм, текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга. Ее главные компоненты – диаграммы, на которых все описываемые функции и взаимосвязи между ними представляются как блоки и дуги. При этом место соединения дуги с блоком определяет тип интерфейса (входы – слева, выходы – справа, управления – сверху, механизмы – снизу). По мере создания диаграмм, отображающих модель SADT, производится постепенное введение в рассмотрение все большего числа уровней детализации, так что в результате модель SADT представляет собой серию диаграмм с сопроводительной документацией, разбивающих сложный объект на составные части, представленные в виде блоков.

Методология функционального моделирования IDEF0 (ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing) DEFinition), как и SADT, имеет выраженную функциональную направленность: IDEF0-функции системы исследуются независимо от объектов, обеспечивающих их выполнение. Наиболее часто IDEF0 применяется как технология исследования и проектирования систем на логическом уровне (рис. 1).

 

Рис. 1. Пример диаграммы IDEF0

 

Другой известный представитель семейства IDEF – методология IDEF3, предназначенная для документирования технологических процессов. Основой модели IDEF3 служит так называемый сценарий бизнес-процесса, который выделяет последовательность действий или подпроцессов анализируемой системы. Основной компонент модели – единица работы (действие). Каждому действию присваивается уникальный идентификационный номер. Действия соединяются связями, относящимися к одному из трех типов: временное предшествование, объектный поток, нечеткое отношение. Для разбиения внутренних потоков процесса на ветви или для их объединения служат синхронные или асинхронные соединения (типа «и», «или» или «эксклюзивное (исключающее) или»). Действия в IDEF3 могут быть декомпозированы, т.е. разложены на составляющие для более детального анализа. IDEF3 является технологией, хорошо приспособленной для сбора данных, необходимых для проведения структурного анализа системы (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Пример диаграммы IDEF3

 

С помощью диаграмм потоков данных DFD (Data Flow Diagrams) процессы в системе представляются в виде сети, связанной потоками данных. Главная цель этих диаграмм – продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между процессами. Для представления DFD традиционно используются две нотации – Йордана–Де Марко и Гейна-Сарсона (рис. 3), отличающиеся символами для обозначения процессов и хранилищ данных. Модель DFD представляет собой иерархию диаграмм потоков данных, описывающих асинхронный процесс преобразования информации. Диаграммы верхних уровней – так называемые контекстные диаграммы – определяют основные процессы системы с их внешними входами и выходами. Далее они детализируются при помощи диаграмм нижних уровней иерархии.

 

Рис. 3. Фрагмент диаграммы DFD в нотации Гейна-Сарсона

 

Диаграммы перехода состояний STD (State Transition Diagram) – это визуальные средства моделирования объектов, состояний, в которых они могут находиться в течение времени своего существования, и событий, которые влияют на объекты и их взаимоотношения с другими объектами и состояниями. Эти диаграммы могут использоваться для моделирования таких объектов, как сущность, система, процесс, функция, и особо полезны при моделировании ситуаций в режиме реального времени.

Наиболее распространенным средством моделирования данных являются диаграммы «сущность–связь» ERD (Entity-Relationship Diagram). С их помощью определяются важные для предметной области объекты (сущности), их свойства (атрибуты) и отношения объектов друг с другом (связи). Диаграммы ERD используются при проектировании реляционных баз данных.

На основе ERD разработана методология анализа взаимосвязей между информационными потоками организации IDEF1, позволяющая построить реляционную модель данных. Позднее путем усовершенствования IDEF1 была разработана методология IDEF1X, более простая для изучения и поддерживающая возможность автоматизации (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Фрагмент диаграммы IDEF1X

 

Унифицированный язык моделирования (UML – Unified Modeling Language) считается стандартом de-facto в области разработки объектно-ориентированных систем. Модель UML состоит из набора диаграмм, являющихся различными представлениями системы. Основной компонент UML – класс, представляющий собой общую категорию объектов с присущими ей атрибутами и операциями. Диаграммы UML (видов деятельности, классов, кооперации, компонентов, развертывания, последовательности, состояний, прецедентов) позволяют описывать как структуру обследуемой системы, так и ее функциональность, и в конечном счете сформировать всю необходимую документацию по информационной системе и проекту ее создания и внедрения (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Пример UML диаграммы действий

 

В методологии ARIS (ARchitecture of Integrated Information Systems) для описания различных подсистем организации используется более ста типов моделей, отражающих различные аспекты деятельности и реализующих различные методы моделирования (в том числе событийная цепочка процесса EPC (Event driven Process Chain, рис. 6), модель «сущность-связь» ERM (Entity Relationship Model), модели методики объектно-ориентированного моделирования OMT (Object Modeling Technique), модели BSC (Balanced Scorecard – система сбалансированных показателей), модели UML и многие другие). Взаимосвязь моделей различных типов, образующих модель деятельности организации, обеспечивается за счет использования декомпозиции, а также применения принципа множественности экземпляров структурных объектов ARIS, представленных на моделях разных типов (определение объекта в репозитории ARIS всегда единственно).

Рис. 6. Фрагмент модели EPC

 

Все многообразие типов моделей ARIS подразделяется на пять видов описания в соответствии с основными подсистемами предприятия (рис. 7): организационной, функциональной, подсистемами данных, процессов и продуктов/услуг (остальные подсистемы могут моделироваться с использованием типов объектов, входящих в перечисленные виды описания). В свою очередь типы моделей внутри каждого вида описания подразделяются на три уровня в соответствии с этапами жизненного цикла КИС: определение требований к системе, спецификация проекта и описание реализации. Такая концепция обеспечивает целостное описание системы управления бизнесом, вплоть до ее технической реализации.

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА

Перечисленные выше методологии структурного анализа в принципе могут применяться «вручную», с использованием любых подручных графических средств. Однако по-настоящему значимый эффект от их применения может быть достигнут лишь с использованием специализированных средств моделирования и анализа бизнеса. В настоящее время существует целый ряд подобных инструментальных систем, которые отличаются как методологией, так и своими функциональными возможностями. Основные из них, получившие распространение в России, кратко описаны ниже.

AllFusion Process Modeler (ранее BPWin), разработанный компанией Computer Associates (США) – инструмент визуального описания структуры выполняемых в компании функций в методологии IDEF. BPwin поддерживает три нотации моделирования: IDEF0, IDEF3 и DFD и интегрирован с EasyABC (модуль анализа себестоимости процессов по объему хозяйственной деятельности), ERwin (моделирование баз данных), Paradigm Plus (моделирование компонентов программного обеспечения), а также со средством имитационного моделирования процессов Arena. Дополнительные возможности генерации отчетов (в дополнение к встроенным шаблонам отчетов) обеспечиваются внешним модулем RPTWin, а администрирование системы и возможность коллективной работы – модулем AllFusion Model Manager (ранее ModelMart), предоставляющим среду для совместной работы группы проектировщиков на BPwin и/или ERwin над одним проектом.

ERwin (полное название AllFusion ERwin Data Modeler), также созданный компанией Computer Associates, предназначен для совместного (в команде) проектирования, документирования и сопровождения баз данных, хранилищ данных и витрин данных (data marts). При этом проверка структуры баз данных и создаваемых в ERwin моделей может быть проведена с использованием инструмента AllFusion Data Model Validator (ERwin Examiner). ERwin поддерживает методологию структурного моделирования SADT и нотацию IDEF1Х, обеспечивает прямое (создание базы данных на основе модели) и обратное (генерация модели по имеющейся базе данных) проектирование для различных типов СУБД (настольных, реляционных и специализированных, предназначенных для создания хранилищ данных). Продукт интегрирован с линейкой других продуктов Computer Associates и может использоваться на различных стадиях жизненного цикла баз данных (проектирование, разработка, тестирование и поддержка).

При внедрении информационных систем Erwin может использоваться совместно с BPwin для описания не только функций и процессов, но и структур данных компании.

Rational Rose (разработчик – Rational Software, США) – средство проектирования различных приложений с их последующей реализацией и генерацией базы данных и/или шаблонов исходного кода. Базовой методологией системы является RUP, в которой определены такие основные процессы, как моделирование бизнес-процессов, управление требованиями, анализ и проектирование, реализация, тестирование, развертывание, конфигурационное управление и управление изменениями, управление проектом и средой (поддержка участников проекта). В Rational Rose используется нотация UML. Для анализа бизнес-процессов по стоимостным и временным характеристикам предназначен модуль Quantify, имеющий ограниченные возможности. Возможна также интеграция с MS Excel. Отчетность и документирование реализуются с помощью модуля Rational SoDa. Поддержка ведения проектов возможна с использованием дополнительных модулей ClearQuest и Requisite Pro. В связи с первоначальной ориентацией Rational Rose на генерацию низкоуровневого кода приложений данная система предназначена в первую очередь для разработчиков программного обеспечения и практически не используется специалистами в предметных областях бизнеса (бухгалтерами, экономистами и т.д.).

Система Casewise Corporate Modeler Suite (разработчик – компания Casewise, Великобритания) может использоваться в целях моделирования системы управления, управления бизнес-процессами, проектирования баз данных, внедрения систем класса ERP и workflow, управления качеством, проектирования новых и интеграции старых информационных систем, создания системы стратегического управления на основе технологии Balanced Scorecard, расчета стоимости процессов. Система позволяет создавать и использовать любые шаблоны моделей, в том числе и полностью идентичные нотациям IDEFX, UML и др. Методология Casewise Framework основана на структуре Захмана и позволяет отразить как различные аспекты моделирования архитектуры организации (мотивация, процессы, люди, данные и др.), так и  различные уровни абстракции моделирования (уровень бизнеса, организации, систем, технологий, деталей). Кроме собственно Corporate Modeler система включает модуль Corporate Publisher HTML, предназначенный для публикации разработанных моделей в формате HTML,  модуль Corporate Publisher Word, позволяющий генерировать отчеты в формате MS Word по информации из моделей Corporate Modeler, модуль Automodeler, позволяющий импортировать имеющуюся документацию о процессах и системах в формате MS Word и MS Excel в модели. При необходимости пользователи Casewise Corporate Modeler могут использовать надстройки Balanced Scorecard Accelerator (поддержка сбалансированной системы показателей и портала Balanced Scorecard для стратегического управления компанией) и IT Architecture Accelerator (поддержка ИТ-стратегии организации посредством управления развитием ее ИТ-инфраструктуры).

Microsoft Visio представляет собой универсальное средство построения диаграмм для технических специалистов и специалистов в области бизнеса с  использованием нотаций IDEF0, IDEF1, IDEF3, UML, DFD, ERD и др. Продукт интегрирован с другими компонентами MS Office, что позволяет использовать файлы Word, Excel и PowerPoint. Такие необходимые для современных средств моделирования бизнеса возможности, как анализ бизнес-процессов, анализ и семантическая проверка моделей, анализ процессов по стоимостным и временным характеристикам, создание отчетов и документирование в принципе могут быть реализованы, однако это требует объемного программирования на VBA. Интеграция с другими приложениями (например, с системами workflow) возможна с помощью технологии OLE и встроенного языка VBA, что также требует программирования.

Программный продукт Business Studio, разработанный компанией «Байт» (Россия), является инструментом для описания бизнес-процессов, организационной структуры, материальных и информационных потоков, управленческих элементов. Business Studio в качестве графического редактора использует Microsoft Visio и поддерживает нотации IDEF0, BP FlowChart, Cross-Functional FlowChart. Включает такие типы моделей, как модели бизнес-процессов, модели организационной структуры, диаграммы для моделирования целей, перспектив, информационных потоков. Продукт обеспечивает возможность документирования в стандарте ISO9000 и содержит средства разработки формы выводимого документа.

Система ProVision, созданная международной компанией ProForma, – это многопользовательское решение для моделирования и управления бизнес-процессами и объектами бизнеса, а также для формирования программного кода. Она позволяет создавать модели бизнес-взаимодействий, потоков работ, видов деятельности, организационной структуры, целей, процессов и др., включает ряд отраслевых референтных баз данных, поддерживает версионность моделей. Система может использоваться в целях моделирования системы управления, управления бизнес-процессами, проектирования баз данных, управления качеством, проектирования новых и интеграции имеющихся информационных систем, создания системы стратегического управления на основе технологии Balanced Scorecard, расчета стоимости процессов, внедрения системы внутреннего контроля за финансовой отчетностью.

Система WebSphere Business Modeler (разработчик – IBM) предназначена для поддержки всех аспектов бизнес-архитектуры компании через создание и оркестровку web-сервисов. Она позволяет моделировать бизнес-процессы, элементы бизнеса (документы и продукты), ресурсы (персонал и физические активы) и структурные отношения между элементами организации. С ее помощью можно проанализировать перечисленные процессы и элементы, а затем включить их в имитационную модель. При работе в среде WebSphere можно выбрать один из трех профилей пользователя, задающий требуемый уровень детализации при работе с моделями, – Basic, Intermediate или Advanced Business Modeling. При описании бизнес-процессов в среде WebSphere используются форматы BPEL, FDL или режим Operational, гарантирующий более высокий уровень детализации. Система обеспечивает выполнение имитационного моделирования, в том числе анализа «что – если». Она интегрирована с Rational-средствами моделирования информационных технологий – Rational Software Architect и Rational Data Architect.

Инструментальная система ARIS (разработчик IDS Scheer) представляет собой интегрированное семейство программных продуктов, предназначенных для структурированного описания, анализа и последующего совершенствования бизнес-процессов предприятия, а также подготовки организаций к внедрению сложных информационных систем. Программные продукты ARIS используются на всех этапах цикла работ по созданию и развитию бизнеса и позволяют решать следующие практически важные задачи:

построение системы стратегического управления организацией на основе системы сбалансированных показателей;

описание, анализ и совершенствование бизнес-процессов организации;

регламентация деятельности организации с использованием скриптов отчетности;

пооперационный расчет затрат и имитационное моделирование;

публикация моделей деятельности организации в интрасети или Интернет;

сертификация организации на соответствие международным стандартам качества ISO 9000;

управление операционными рисками;

мониторинг бизнес-процессов с автоматическим определением их характеристик в реальном масштабе времени и отклонений этих характеристик от заданных;

внедрение ИТ-решений на базе систем класса ERP, CRM, SCM, Workflow;

разработка приложений и интеграция информационных систем организации;

автоматизация системы внутреннего финансового контроля организации в соответствии с законом Сарбейнса-Оксли и др.

Все многообразие программных продуктов ARIS можно разделить на четыре платформы, одна из которых поддерживает разработку стратегии организации, а три остальных соответствуют основным этапам жизненного цикла системы управления (разработка, внедрение и контроллинг).

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В проектах по внедрению КИС инструментальные средства моделирования используются главным образом на этапах работ, связанных с информационным обследованием организаций и проектированием систем. Основным результатом информационного обследования является модель деятельности организации, созданная с помощью используемого инструментария. На этапе проектирования системы создаются техническое задание и технический проект на внедрение, при разработке которых используется модель деятельности, созданная на этапе информационного обследования (это касается в первую очередь таких компонентов технического задания и технического проекта, как требования к системе, описание ее общих настроек, процедуры выполнения автоматизируемых процессов, концепция полномочий, сопроводительная документация по системе). Также на этапе проектирования с использованием модели деятельности предприятия разрабатывается эксплуатационная документация на КИС или ее части.

Как правило, внедрение КИС требует изменения ряда бизнес-процессов организации – как с целью совершенствования, так и для их адаптации к архитектуре и функционалу выбранной для внедрения системы. Поэтому на практике информационное обследование организации часто совмещается с работами по созданию моделей «как должно быть», отражающих целевое состояние организации,  в рамках проекта по подготовке организации к внедрению КИС. Типовой проект такого рода может включать следующие этапы:

подготовка проекта (определение организационной структуры и планирование проекта, создание инфраструктуры проекта, разработка «грубой» архитектуры процессов и определение процессов для автоматизации);

анализ «как есть» (детальное описание выбранных процессов «как есть», изучение разработанных моделей процессов на соответствие функционалу и сценариям использования внедряемой системы, определение процессов для изменения);

разработка концепции «как должно быть» (детальное описание автоматизируемых процессов «как должно быть», определение организационной структуры «как должно быть», разработка новых должностных инструкций и формулирование требований к квалификации персонала;

подготовка к реализации изменений (разработка плана перехода, временных решений, тренинг-курсов);

реализация изменений (поэтапная реализация плана перехода, перестройка организационной структуры, обучение персонала).

Результатами проекта являются модель «как должно быть» и соответствующим образом организованная деятельность компании, полностью подготовленной к внедрению выбранной КИС.

В результате работ по подготовке организации к внедрению КИС с использованием CASE - систем получают процедурную модель внедряемой КИС «как должно быть», адекватно отражающую все аспекты использования системы в составе целевой инфраструктуры организации. Использование такой модели на последующих этапах позволяет существенно снизить стоимость и сократить сроки внедрения КИС.

В отдельных случаях средства моделирования деятельности применяются и на этапе настройки функционала КИС. Например, средства ARIS широко используются при внедрении и сопровождении продуктов и решений SAP, главным образом благодаря их тесной интеграции. Так, возможны синхронизация и автоматизированный перенос результатов описания деятельности организации (включая объем внедрения SAP) из репозитория ARIS в SAP Solution Manager (платформа для поддержки ключевых работ по внедрению продуктов и решений SAP) с использованием ARIS for SAP NetWeaver.

Таким образом, современные инструментальные средства описания процессов предоставляют использующим их организациям широкие возможности по методической и инструментальной поддержке проектов по внедрению КИС на этапах информационного обследования и проектирования, составляющих наиболее важную в концептуальном отношении часть всего комплекса работ.

Besucherza blackplanet
счетчик посещений
Контактная информация: koptelovak@yandex.ru

Используются технологии uCoz