Построение системы внутреннего контроля в IT-подразделении
Автор:
IT World, Источник: It-world.ru
Дата: 2 августа 2007 г., Город: Санкт-Петербург
Рубрика: Высокие технологии;
В настоящее время вопросам совершенствования управления информационными
технологиями в компаниях уделяется все больше внимания. Причина этого
вполне понятна - IT становятся неотъемлемой частью любого современного
бизнеса, обеспечивая ему конкурентные преимущества. Однако оборотной
стороной такого влияния IT на бизнес является растущая зависимость
надежности бизнес-процессов и бизнеса в целом от надежности
информационных систем и работы IT-подразделения.
Финансовые скандалы, растущая угроза терроризма, факты недобросовестного
использования персональных данных вызвали на Западе принятие ряда
законов, выполнение требований которых обязательно для компаний,
желающих остаться на рынке:
Sarbanes-Oxley Act (SOX) определяет требования к системе внутреннего
контроля и прозрачности финансовой отчетности компаний.
Graham-Leech-Bliley Act (GLBA) обязывает финансовые институты защищать
неприкосновенность частной информации клиентов.
USA Patriot Act (USAPA) расширяет законодательство США и определяет
дополнительные меры по борьбе с терроризмом в США и за пределами.
Basel II предлагает единые международные стандарты ведения банковской
деятельности, направленные на снижение рисков.
Health Insurance Portability and Accountability Act (HIPАA) направлен на
защиту личных данных пациентов медицинских учреждений и информации о
состоянии их здоровья.
Для большинства крупных международных компаний уже сейчас актуальны
требования закона SOX, а для банков - требования Basel II. Несмотря на
то, что формально IТ является только одной из областей повышенного
интереса этих законов, на практике 80% всех вопросов к другим
подразделениям прямо или косвенно касаются вопросов автоматизации с
помощью IТ, поскольку IТ поддерживают большинство основных
бизнес-процессов компании. Этот факт ужесточает требования к системе
внутреннего контроля в IТ-подразделении. Многие IТ-директора уже
почувствовали на себе строгость внешнего аудита в данной области и
озадачены вопросом организации работы IT в новых условиях. При этом
необходимо решать вопрос - как совместить повседневную деятельность с
постоянной подготовкой к аудитам и их прохождением?
Примечательно, что интерес к SOX и другим регулирующим актам проявляют
компании, формально не подпадающие под требования рассматриваемого
законодательства. И это не случайно, поскольку соответствие данным
требованиям выводит компанию на качественно иной уровень управления и
инвестиционной привлекательности.
Сегодня существуют признанные в мировой практике подходы к построению
процессов IT-подразделения, оформленные в виде стандартов. Для аудита и
совершенствования деятельности IT-подразделения можно использовать
стандарт COBIT, однако большинство практических вопросов остаются за
границей данного стандарта и требуют дополнительной самостоятельной
проработки. При этом в рамках совершенствования деятельности IT
невозможно оставить в стороне вопросы информационной безопасности,
описанные в соответствующем стандарте ISO.27.000, поскольку
информационная безопасность - одна из основных тем внутреннего контроля.
Другим стандартом, с помощью которого сертифицируется качество работы
сервисориентированного IT-подразделения, является недавно принятый
ISO.20.000, имеющий в своей основе библиотеку ITIL. Использование данных
стандартов при совершенствовании процессов IT-подразделения обязательно,
однако некоторые вопросы внутреннего контроля регламентированы
требованиями, сформированными на основании подзаконных актов SOX.
При этом в новой ситуации, когда ключевые процессы компании, в
частности, IT-процессы, должны соответствовать требованиям регулирующих
актов и законов, принципиальное значение имеет не только каноническая
правильность построения системы управления процессами с точки зрения
того или иного стандарта, но, в первую очередь, наличие органично
встроенной системы внутреннего контроля. Для руководителя
IT-департамента это означает внедрение нового процесса, призванного
обеспечить требуемый уровень прозрачности и качества IT-услуг, и
желательно, без значительного повышения их стоимости. Таким образом,
становится очевидно, что задача построения системы внутреннего контроля
базируется не только на методологии управления процессами, но и на
методологии управления операционными рисками.
Виктор Голубев - директор департамента продаж IT-решений компании IDS
Scheer Россия и страны СНГ
Андрей Коптелов - директор департамента IT-консалтинга компании IDS
Scheer Россия и страны СНГ
Журнал Экспресс Электроника № 6-7 за 2007 год |